Наука о личности ребенка

Для того чтобы осознать, принять и практически реализовать родителями или педагогами идею развития личности ребёнка, необходимо найти ответы, прежде всего, на такие вопросы, как:

  • Что такое личность?
  • Каковы ее основные характеристики?
  • Каковы закономерности ее развития?
  • Какова роль воспитания вообще и педагогики в частности в решении проблем развития личности?

На эти и другие вопросы можно искать ответы в философии, соци­альной и возрастной психологии, педагогике и других науках.

Отсюда различие подходов к трактовке личности. Философско-социологический подход в центр анализа ставит систему общест­венных отношений, в которых развивается индивид, психологиче­ский - деятельность, в условиях которой происходит ее развитие.

Реализация идеи развития личности ребенка в теории и прак­тике воспитания требует интегративной теории личности. То есть педагогический подход к личности учитывает основные положе­ния философско-социологического и психологического аспектов ее трактовки. Только при таком подходе возможно создание оп­тимальных условий для развития ребенка. Это объясняется тем, что в реальном процессе жизнедеятельности человека многие за­кономерности развития личности, вскрытые в различных теориях, находятся в диалектическом единстве во взаимосвязи, не исклю­чая, а дополняя друг друга.

Итак, что же такое личность?

Не углубляясь в рассмотрение различных подходов, приведем некоторые определения, иллюстрирующие наиболее типичные из них.

Развитая, зрелая личность - это человек, свободно, самостоя­тельно и ответственно определяющий свое место в жизни общест­ва, в культуре (Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека).

Личность - это человек, взятый в системе таких его психологи­ческих характеристик, которые социально обусловлены, прояв­ляются в общественных по природе связях и отношениях, являют­ся устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих (Немов Р.С. Психология).

В этих определениях ярче выражен социальный аспект. Лич­ность выступает в первую очередь как представитель общества, развивающийся в системе социальных отношений и занимающий в нем определенную позицию.

Личность - это человеческая индивидуальность, выступающая как субъект познания и преобразования мира (Кузин В.С. Психология). В данном опреде­лении личности ярче представлен психологический аспект. Лич­ность - не просто представитель общества, но и уникальный, са­мобытный деятель, творческий человек. Он самостоятельно ста­вит цель и выбирает средства ее достижения в соответствии с цен­ностными ориентирами, усвоенными им в обществе; принимает на себя ответственность за свои решения и последствия поступ­ков; может отстаивать свои позиции в жизни. Личность не подчи­няется слепо обстоятельствам, а учитывает их в своей деятельно­сти. Более того, личность способна изменять, преобразовывать обстоятельства. То есть в личности ярко проявляются самостоя­тельность, инициативность, волевой момент. Активная позиция личности в жизни немыслима без преодоления трудностей.

При всем множестве теорий личности в них есть общие поло­жения, в частности, касающиеся условий ее развития. А.Н. Леон­тьев сформулировал основные из них: человек вступает в жизнь как индивид. Понятие «индивид» указывает на принадлежность человека к человеческому роду, и только. Однако индивид нико­гда не будет человеком в полном смысле этого слова, не будет личностью, если развивается вне общения и вне совместной дея­тельности с другими людьми. История приводит множество при­меров жизни человеческих существ вне человеческого общества, существ, так и не ставших людьми, тем более личностями.

Итак, личностью человек становится в обществе, вступая в общественные отношения. Это одна из важнейших закономерно­стей развития личности, признаваемая всеми.

Другая закономерность развития личности - признание того, что она порождается и развивается в деятельности. Именно по­этому в психологии личности широко используются термины «субъект», «субъектность». По выражению Б.Г. Ананьева, стать субъектом определенной деятельности - это значит освоить эту деятельность, быть способным к ее осуществлению и творческому преобразованию.

«Освоение деятельности, превращение индивида в субъект дея­тельности означает овладение им основными структурными ком­понентами деятельности: ее потребностями и мотивами, целями и условиями их достижения, действиями и операциями» (Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека). Развитие человека как субъекта деятельности предполагает развитие всей совокупности проявлений человеческой психики (психических процессов, состояний, свойств, сознания и т.п.).

Таким образом, субъектность как целостное психологическое образование - одна из составляющих личности. Личность рассмат­ривается в первую очередь как субъект предметной деятельности (практической и познавательной): субъект деятельности общения; субъект деятельности самосознания (познание и осознание чело­веком своего «Я»). Следовательно, процесс формирования лично­сти ребенка в деятельности - это в первую оче­редь процесс овладения им этой деятельностью, становление его как субъекта деятельности. Последние означает одновременно развитие всех структур личности: разума, чувств, воли, способностей, характера, т.е. это процесс целостного пси­хического развития ребенка в данной деятельности.

Таким образом, без освоения ребенком дея­тельности нельзя говорить о его личностном развитии в условиях этой деятельности. Данное положение крайне важно, так как в теории, а вслед за ней и в практике имеет место позиция, отри­цающая так называемый «нормативный», «формирующий» под­ход к воспитанию человека. Тем не менее, доказано, что без ра­зумного обучения деятельность не осваивается ребенком долж­ным образом, а значит, он полноценно не развивается в ее усло­виях.

Теория «свободы» и «невмешательства» в деятельность де­тей уже имела место в истории педагогики. Крайние позиции в отношении к ней: от полного отрицания до безоговорочного при­нятия не оправдали себя. Следовательно, разумное обучение де­тей деятельности - непременное условие разви­тия личности.

Признавая, что личность - всегда субъект деятельности, Б.Г. Ананьев отмечал вместе с тем, что понятием «субъект» не исчерпывается понятие «личность», так как последнюю характе­ризует не только совокупность деятельностей и мера их продук­тивности, но и совокупность общественных отношений (экономи­ческих, политических, нравственных и т.д.), которые и определяют положение человека в обществе (Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды). Причем механизмом, посред­ством которого устанавливаются и развиваются эти отношения, являются разные виды деятельности: труд, общение, игры и др.

Существует тесная связь, а точнее, взаимосвязь, диалектическое единство психологического (субъектности) и социального аспектов в личности. Субъектность как пси­хологическая составляющая личности проявляется, формируется, реализуется в конкретных социальных связях и отношениях, возни­кающих в совместной деятельности с другими людьми. Личность - это всегда субъект системы человеческих отношений. То есть пси­хологическая и социальная сущность личности неразделимы.

Именно эта фундаментальная теоретическая основа является базой в системе образования нашего детского сада «Личность».


Belle 22 Oct 2016 в 07:58 #
Taking the ovreeivw,
Taking the ovreeivw, this post is first class

Добавить комментарий